Культурно-образовательный проект «Екатеринбург – мой любимый город» представляет доктор культурологии Ирина Мурзина. 

В современном мире утрачивается связь с местом, где ты родился и живешь. Возникает иллюзия, что ценность малой родины – это всего лишь слова, навязанные молодым людям старшими поколениями. Стало модным пренебрежительно относиться к своей стране, своему региону, своему городу. Очень часто – от незнания или нежелания узнать.

Когда-то в 1990-е годы возвращение истории стало символом возвращения страны ее гражданам. Для нас было очевидно, что нужно понять прошлое и принять нашу историю, какой бы горькой она ни была, чтобы жить дальше. На этой волне многие города вернули себе исторические имена, а регионы – свою историю, которая не начиналась утверждением советской власти и не завершалась распадом когда-то могущественной империи. В школах появились учебные предметы «История Урала», «География Урала», «Художественная культура Урала», «Литература Урала»; началось издание серии книг «Урал в ликах городов»; стали разрабатываться экскурсионные маршруты. Одной из центральных тем курсов, посвященных Уралу, стала история Екатеринбурга – столицы Урала.

В школах Екатеринбурга изучалась история города, раскрывались особенности его архитектуры (запечатленная история), учащиеся знакомились с биографиями знаменитых горожан (история и современность в лицах), в рамках музейно-экскурсионного практикума знакомились с собраниями городских музеев (история и современность города – в артефактах), музыкальной и художественной жизнью города (история и современность города – в творчестве). На основе изученного школьники создавали проекты, разрабатывали собственные экскурсионные маршруты, участвовали в конкурсах, посвященных истории города и пр. Для школьников младших классов был разработан учебный курс «Екатеринбург – мой любимый город». Мы хотели, чтобы дети полюбили город, в котором они живут, чтобы гордо могли сказать: «Мы – екатеринбуржцы!»

Вы спросите, разве можно заставить полюбить? Нет, конечно. Но можно удивиться людям, которые жили и своими делами прославили город, краскам, которыми они его расцветили, музыкой, которая в нем звучит. Очень сложно – увидеть по-новому привычное и ощутить свою кровную связь с местом. Педагогам, которые знакомили своих учеников с историей и сегодняшним днем Екатеринбурга, это удавалось.

Первой темой и первым разговором о городе всегда была история основания завода и обретение городом имени. Имени святой Екатерины. Это не казалось чем-то нарочитым, напротив, было так же органично, как спросить человека при встрече «Как тебя зовут?» и «Кто твои родители?»

А потом все как-то сразу закончилось: изменились приоритеты в образовании, появились новые стандарты, пришли новые педагоги. И «уральская тема» стала исчезать из образовательного поля.

Сегодня, когда вновь заговорили о значимости воспитания, о патриотизме, о позитивной идентичности как основе гражданственности, возвращение к образовательным проектам, посвященным малой родине, более чем актуально. За последние два десятилетия Екатеринбург очень сильно изменился, и потребность в изучении его истории и актуальной современности стала очень острой. Мы надеемся, что культурно-образовательный проект «Екатеринбург – мой любимый город» окажется востребованным в системе образования.

Замечательный русский культуролог Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Улицы, площади, каналы, дома, парки – напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени».

Наш проект объединяет образ св. Екатерины, которая «прославилась премудростью». Для растущего человека важно понимание подлинных ценностей жизни, умение находить общий язык с представителями разных культур, стремиться к познанию окружающего мира, желание творить добро – а это и есть «премудрость», без которой человек не живет.